Учебное пособие «Je suis un enfant de la pollution» продолжает серию «Les jeunes parlent de leurs problemes». Цель пособий данной серии – развить и активизировать навыки устной и письменной речи.
Проблема экологии, действительно, является очень важной для молодежи. Среди десяти основных проблем, которые волнуют французскую молодежь, проблема экологии стоит на четвертом месте.
Задача данного пособия – не только раскрыть тему «экология и молодежь», но и показать ее лингвистический аспект: экология и язык.
Известно, что отношения человека с природой отражены в языке. Многочисленные сравнения, пословицы, поговорки постоянно напоминают об этом:
• doux comme un agneau
• courir comme un lievre
• il a une memoire d’elephant
• a chaque oiseau son nid est beau
Каждый язык по-своему отражает отношения человека с природой. Нам представляется интересным сопоставить в этой области французский и русский языки.
В молодежной культуре отношения человека с природой занимают особое место. Рамки предисловия не позволяют говорить об этом подробно.
В известной французской рок-опере «STARMANIA» есть ария «Un enfant de la pollution», которая дала название данному пособию и определила его структуру: четыре главы, блок упражнений на повторение изученного материала, экологический словарь.
Каждая из четырех глав имеет свои особенности в плане содержания и формы:
I глава. Экология и молодежь. Особенности языка французской молодежи.
II глава. Анализ ученых-экологов отношений человека с природой, выделение основных опасностей. Международные документы в защиту окружающей среды.
III глава. Призывы к действию. Советы, рекомендации. Положительный опыт французского департамента.
IV глава. Эмоциональное воздействие на читателя (Comment ne pas etre ecolo?!). Хартия «экогражданина». Манифест «Чтобы Земля не погибла!»
Разнообразие материалов позволяет показать разнообразие стилей современного французского языка: научного, публицистического, разговорного.
Главы не имеют жесткой структуры: можно менять порядок следования отдельных параграфов главы, можно использовать только отдельные элементы главы.
В пособии использованы только аутентичные материалы. Материалы отбирались на основе их соответствия компонентам коммуникативной компетенции.
В пособие вошли только те материалы, которые максимально работают на достижение коммуникативной компетенции.
Лексические и грамматические упражнения помогают освоить специальную и разговорную лексику, автоматизировать структуры разговорной речи. Многие упражнения носят творческий характер: обучаемым предлагается высказать свою точку зрения на проблему, предложить свое решение проблемы, и т.д.
Пособие предназначено для аудиторной и самостоятельной работы. Различная степень трудности и разнообразие представленных материалов позволяют его использовать на разных этапах изучения французского языка и индивидуализировать учебный процесс.
|